Профилактика зацепинга среди несовершеннолетних

1. Экстремальные формы поведения подростков: зацепинг, трейнсерфинг.

1.1. Современный экстремальный досуг несовершеннолетних.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности.

У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими.

Поведенческие и характерологические особенности подростков:  

— направление своей активности и энергии на благо (в ущерб) себе- или окружающим;  

— низкая (завышенная) самооценка, размытость границ личности, трудности- в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентаций и нравственных понятий.

Подросток начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме девиантного (экстремального) поведения.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:  

— занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;  

— слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;  

— неэффективность досуговой системы;

— бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами.

В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Рубцова, 2013). Экстремальное поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

Зацепинг – это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи. Зацепинг – это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения. Многочисленные группы трейнсѐрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»). Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

По их мнению зацепинг обеспечивает:  

— получение удовольствия от скорости и процесса езды;

— расширенный обзор окружающей местности;

— возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;  

— возможность сэкономить на оплате проезда;

— возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;  

— возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);  

— повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);  

— по мнению ряда трейнсѐрферов, навык проезда снаружи поездов способствует- развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину – это нормально для подросткового возраста. Объяснение данному феномену можно найти в том, что «зацеперы» – это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте 14 не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».

Психотерапевт Татьяна Неѐлова заключает: «Радоваться малому, достигать вершин собственным трудом – сложно, непонятно, трудно. А тут все легко: проехался – и ты герой, сверхчеловек, который получает уважение сверстников». Есть несколько причин, по которым, чаще несовершеннолетние увлекаются подобным видом экстремального развлечения – это так называемая адреналиновая зависимость и желание выделиться среди сверстников. Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Зацеперы, руферы – это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

Рассмотрим подробнее психологические и социальные причины зацепинга в молодежной среде:

1. Особенности возрастного развития:  

— склонность к рискованному поведению;

— потребности в автономии, свободе, аффилиации, значимости;

— потребность изменения своего статуса в системе социальных оценок, определение своего места в социальной иерархии;  

— дисгармоничность личности;

— изменение установившихся интересов;

— протестующий характер поведения по отношению к взрослым и к обществу у подростков.

2. Социальная среда:  

— семья (бесконтрольность или отсутствие внимание со стороны родителей);

— социальное окружение;

— неорганизованность досуга, свободного времени.

В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года. В это время сформировалось организованное движения трейнсѐрферов (зацеперов), приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсѐрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек. А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет. Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток – это упавший с подвижного состава в результате зацепинга. Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли 16 несовершеннолетних, в 2016-м – 9). То есть цифры говорят сами за себя. Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три-четыре человека, ещѐ два-три получают травмы, в основном — тяжѐлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний. Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:  потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило- это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трѐх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадѐжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсѐрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;  поражение электрическим током при проезде на электрифицированных- линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;  столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;  падение на рельсовый путь под колѐса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу. Таким образом, самое опасное развлечение на железной дороге – это зацепинг! 

2. Пути профилактики экстремального поведения несовершеннолетних.

 2.1. Эмоциональное развитие несовершеннолетних.

Эмоциональное развитие несовершеннолетних также как и другие психические процессы, подчиняется определенным закономерностям. С точки зрения исследователя Х. Ремшмидта, в несовершеннолетнем возрасте встречается три типа эмоционального реагирования:

1. Эмоциональная неустойчивость – мотивационная ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой – столкновением с регламентацией и ожиданиями окружающих;

2. Нападение или отступление – агрессивное поведение или тенденция избежать столкновения;

3. Идеализм – неумение критично взглянуть на окружающую действительность и вследствие этого видение только какой-то одной, желательной стороны этого мира.

Подросток еще не ушел от игры и продолжает испытывать потребность в игровых видах деятельности. Своеобразным механизмом защиты игры от самого себя выступает потребность в романтике, в приключениях, в ярких и эмоциональных событиях. Это стоит подчеркнуть особо – нормальное развитие подростка без событийно-эмоционального ряда жизнедеятельности практически невозможно.

 

2.2. Практические рекомендации по профилактике экстремального поведения несовершеннолетних.

Одним из условий повышения эффективности профилактической работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей: 

— во взрослом человеке, но не в каждом взрослом (построение- в профилактическом пространстве особых отношений с подростком – отношений созидающего взаимодействия); 

— в героях (подросток будет искать кумира для подражания и этим кумиром,- чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел);

— в коллективе сверстников как естественной среде нормального развития;

— в сотрудничестве с другими людьми;

— в защите прав на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы; 

— в равных семейных отношениях.

Перед педагогами с целью профилактики стоят три специфических задачи:

1. Педагогическое просвещение родителей в отношении особенностей подросткового возраста;

2. Определенное замещение родителей в тех случаях, когда они не хотят и не могут занять необходимую для развития подростка позицию;

3. Защита несовершеннолетнего от жестокости и равнодушия мира взрослых.

Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов профилактического воздействия.

2.3. Методы профилактики экстремального поведения несовершеннолетних.

В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

Педагогам необходимо: 

— проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и о реальных опасностях экстремальных увлечений в целом; 

— осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового досуга); 

— использовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фото- материалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т.д.); 

— осуществлять совместную профилактическую работу с сотрудниками МВД России на транспорте;

— организовывать беседы, лекции, открытые уроки в школах и детских летних лагерях с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях; 

— в образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические основания самого явления зацепинга, подкрепленные эмпирическими данными; 

— разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения; 

— разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечению несовершеннолетних в социально значимые проекты; 

— способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанной с деятельностью железной дороги; 

— способствовать созданию волонтерских отрядов из участников неформальных объединений;

— организовывать досуг несовершеннолетних, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия, квесты, игротренинги, семейные игры и т.д.

Родителям необходимо: 

— вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности; 

— обучать детей правилам безопасности на железной дороге;

— предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.; 

— обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Что нельзя делать?

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам поведения. Вывод один – всегда искать альтернативу.

В целях активизации профилактической работы в данном направлении необходимо: 

— повысить уровень взаимодействия с общественными формированиями, занимающимися проблемами подростков, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях улучшения оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях, относящих себя к неформальным группам «зацепинга»; 

— активизировать работу по организации целенаправленных профилактических мероприятий на наиболее криминогенных и травмоопасных участках обслуживания; 

— проводить совместные межведомственные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на своевременное выявление и пресечение фактов зацепинга.

Основные приемы работы: 

— выявление мест проведения досуга молодежи, находящихся рядом с железной- дорогой, информирование о них сотрудников полиции;

— пресечение фактов нахождения несовершеннолетних на железнодорожных перегонах, так как хождение по железнодорожным путям является основной причиной травматизма (особенно если подростки в наушниках или в капюшоне); 

— своевременное пресечение зацепинга при попытке гражданина забраться на железнодорожный состав при подъезде (или при спрыгивании с состава) на перроне железнодорожной станции; 

— при выявлении взрослых лиц, занимающихся зацепингом или вовлекающих несовершеннолетних в эти группы необходимо провести разъяснительную профилактическую работу, направленную на возникновение психологического фактора «вины» у взрослого лица за возможную смерть несовершеннолетнего и прекращение данного вида деятельности; 

— проведение разъяснительных работ в образовательных и социальных учреждениях, акций на улицах; 

— при выявлении подростков, причисляющих себя к зацеперам в ходе беседы или тестирования необходимо провести профилактическую работу, направленную на формирование здоровой жизненной позиции и прекращение данного занятия; 

— мониторинг социальных сетей в Интернете с целью своевременного получения информации о местах сходок (по возможности необходимо информировать сотрудников полиции о данном факте для проведения рейда); 

— пропаганда в социальных сетях «антизацепинга»;

— при выявлении подростка, занимающегося зацепингом в ходе совместного рейда с сотрудниками полиции и при привлечении данного подростка к административной ответственности необходимо провести с ним и его семьей психологическую и социальную работу, а также вовлечь данного подростка в общественно полезную жизнь по месту жительства и учебы.